Занятие личностного роста для педагогов с элементами тренинга

31 января 2024 г.
Занятие личностного роста для педагогов с элементами тренинга. . .
Занятие личностного роста для педагогов с элементами тренинга.
.
.

Педагог-психолог, аспирант Сургутского государственного университета Елена Васильевна Серкина провела с педагогами МБДОУ № 70 "Голубок" занятие личностного роста с элементами тренинга.

ПЛАН

  1. Вводная часть, организационный момент. Цель занятия.  
  2. Основная часть. Интенсивное взаимодействие.
  3. Заключение. Получение обратной связи. Рефлексия.

Литература:

  1. Альберти Р. Эммонс М. Самоутверждающее поведение. С-Петербург: «Академический проект»,1998
  2.  Аннекен Г.и др. Тренинг уверенности и контакта в группе. Ростов-на-Дону.1992
  3.  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. С-ПБ-г. Университетская книга. АСТ,1998
  4.  Вачков И.В. Основы  технологии группового тренинга. – М.,1999
  5.  Водейко Р.И. Как управлять собой. Петрозаводск. 1990

Цель: отработка приемов уверенного поведения, помощь в преодолении внутренних барьеров; создание предпосылок для будущих позитивных изменений в поведении; формирование жизнестойкости; выработка навыков общения, умения представлять себя.

Ход занятия:

Орг. момент

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я очень рада встрече с Вами.  Нашу работу мы построим таким образом, что Вам придется активно участвовать: приготовьте, пожалуйста, лист бумаги, ручку или простой карандаш и, конечно, хорошее настроение.

Основная часть

Предлагаю поговорить сегодня о собственном – «Я» - неповторимом, загадочном, многогранном – «Я».  И если задать себе вопрос «Кто я?» или «Какая я?», то ответов будет, действительно, много. Где же оно мое единственное и неповторимое Я? Кто Я для мира, для других, для себя, для жизни?

 Вы знаете, ответы на этот вопрос?

Участники думают.

Ведущий: И если считать, что жизнь - это притча, а мы ее смысл, ну что ж, тогда может быть такая притча:

Некий человек никогда не задавал себе вопросов «Кто я?», «Какой я?».  При этом он говорил: "Я никакой, мне нечего терять, и я уже поэтому свободен". Но вот как-то раз захотел он увидеть себя, подошел к чистой, прозрачной воде озера, наклонился, но … ничего, кроме неба и облаков не увидел.

«А где же я?!»,- возмущенно заорал он. «А тебя нет, - был ответ,- тебе ведь нечего терять, ты никто». Вода поглотила его, не оставив ни вещи, ни памяти о нем, наверное, это, действительно, страшно потерять себя от элементарного незнания ответа на вопрос «Кто я?».

Участники думают.

Ведущий: Я предлагаю вам сейчас ответить, его итоговые результаты мы узнаем в конце нашей встречи. Все мы уни­кальны, и каждый из нас может по-разному ответить на во­прос «Кто Я?». 

Сейчас в течение 2-х минут необходимо записать не менее десяти ответов (а лучше - 20) на вопрос «Кто Я?». Пожалуйста, сверните лист пополам, работать будем на тыльной стороне листа.

Коллеги, запишите, то, что считаете нужным, можете начать с социальных ролей, а может быть, это будут ассоциации-метафоры, или эпитеты. Пока будет звучать музыка, вы вслушаетесь в себя и записываете то, что к вам приходит.

Участники выполняют задание.

Ведущий: сейчас у Вас есть как минимум 10 фраз или словосочетаний. Все эти ответы, отражают Ваше сегодняшнее представлений о себе. В конце встречи мы еще раз вернемся к анализу только, что выполненной Вами работы.

То, что сейчас вы записали, это ваше субъективное мнение, а как воспринимают вас окружающие?

Хочу напомнить, что поведение, поступки в межличностных отношениях основываются на общении. Конечно, через время у окружающих может исчезнуть из памяти ваш образ, люди могут даже не зафиксировать цвет ваших глаз, волос, но чувства, которые вы оставили у них в душе, они запомнят надолго.

Есть несколько вопросов, на которые может даже и не отвечать вслух. Насколько вам нужно ориентироваться на внешнюю оценку? Нужна ли внешняя оценка и для чего? Когда она помогает, когда мешает? Если вы неудачно на взгляд постороннего методиста плохо провели задание

 Участники обсуждают заданные вопросы.

 Ведущий: Помните мультфильм про маленького серень­кого Ослика, которому надоело быть осликом (https://www.youtube.com/watch?v=l4jucsjcrT4). И он стал вначале бабочкой, потом, птичкой, и так до тех пор, пока он не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким Осликом. «Я – маленький ослик, а маленьким осликом быть хорошо. Маленький Ослик тем и хорош, что на себя он похож…».

         Любовь к людям начинается с любви к себе самому.  Принимаем ли мы себя? Пусть каждое утро с Вами первой просыпается уста­новка: «Я - хорошая, славная, любимая, любящая, я - замечательный человек». Зачем? Во-первых, это очень приятно. Во-вторых, и главное - такого че­ловека, который источает «лучики любви» начинают любить другие. Давайте, вместе повторим эту положительную установку. А на дом у вас будет каждодневное задание – повторять эту фразу или придумать свою вдохновляющую. Так вы будете выполнять упражнение «Формула любви к себе».

 Участники повторяют фразу из упражнения «Формула любви»

 Ведущий: Теперь вернемся к заданию, которое Вы выполняли в начале нашей встречи, и обратим внимание на то, какие характери­стики вы записали в первую очередь, отвечая на вопрос «Кто Я?». Озвучу некоторые позиции, чтобы вы могли сделать интерпретацию того, что записали себе про себя.

Прежде всего, посмотрите, какое количество разных позиций вы успели написать за 2 мин. Этот показатель носит название уровень самопрезентации.  Чем большее количество слов, словосочетаний вы успели написать за отведенное время, тем выше у вас уровень самопрезентации - уровень представления, предъявления себя.

Если ответов у вас очень мало — не более 8 высказываний, это означает, что вы или постеснялись, или не хотите предъявлять себя даже самому себе (почему? что такого неприятного или страшного вы можете сами от себя скрывать? подумайте об этом), или — это встречается чаще — просто не думаете о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, Вам этого достаточно?

От 9 до 16 ответов — это средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что-либо определенное. Были ли вы откровенны? Что вам помешало глубже подумать об этом вопросе?   

Те, у кого низкий и средний уровень самопрезентации, подумайте, что вам помешало ответить? Чего вам не хватило? Возможно, вам не хватило времени, или вы не очень комфортно сейчас себя чувствуете и не раскрываете, или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя. Дайте ответ только самому себе. Он очень важен, потому что он показывает вам над чем надо еще работать.

Когда ответов 17 и более, это часто говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе и, главное, не стесняется сам себя.

- Кто-то из вас на первое место поставил: «Я — педагог», кто-то — «Я — мать» или «Я – женщина (мужчина)», «Я – человек», «Я – живая», «Я – искренняя», «Я – песчинка» ... В зависимости от такого распо­ложения определений и выстраивается не только самоощущение, но и шкала ценностей человека, которая оказывает существенное влияние на его дальнейшее поведение.

Как Вы понимаете, у каждого свои центральные элементы. Поэтому, когда вы обращаетесь к кому-то за советом, помни­те, что все сказанное будет основываться на «Я-концепции» совету­ющего и может вам совсем не подходить. Так что, принимая реше­ние, всегда будьте готовы нести за него личную ответственность, не переклады­вайте ее на других.

Рефлексия

Ведущий: предлагаю теперь Упражнение «Обо мне говорят…».

Возьмите другой листок бумаги, сверните его тоже пополам, подпишите и нам еще нужно сделать маркировку: в уголке нарисовать символы те, которые вам откликаются: «солнышко» - пишите обо мне только хорошее, «тучка» - напишите и отрицательные мои качества, «?» - все, что знаете обо мне.

Перед тем как передавать его по кругу – сверните его пополам (он обязательно вернется к вам) и вы оставите его себе на память.

Затем мы листок будем передавать по часовой стрелке по кругу, где каждый член коллектива пишет по 2-3 слова, высказывания ориентируясь на ваши символы.  У нас будет по 1,5 минуты на человека. (Если коллектив большой, то можно организовать минигруппы по 6 человек, и дать на каждого по 1. 5 минуты). Если у кого-то трудная ситуация, то можно организовать круг поддержки и написать всем только то, что искренне и приятно, и передать это от коллектива…

Выполнение задания

Ведущий: что было трудно писать? Почему?

Мы сегодня только начали эту работу. Психологические исследования на современном этапе показывают, что объективное познание себя во всех своих проявлениях — чрезвычайно сложно и почти невозможно. Мы прячемся от самих себя — то приписывая себе желательные качества, то идентифицируя себя с каким-то посторонним человеком, то вытесняя неприятную информацию и демонстрируя окружающим только то, что они хотели бы видеть. Необходимо стремиться и отмечать в себе положительные качества, сопоставлять их с мнением окружающих вас людей. Один мудрец часто повторял: «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» … А лучше исцелиться и стать – целым.

 Конечно же, после нашей работы у Вас могут возникнуть вопросы. Я с удовольствием отвечу на них в индивидуальном порядке.  Благодарю вас за включенность и активную совместную работу. 

В конце нашей встречи хочу вам пожелать

И пусть всегда у Вас будут:

Ветер, что б свободно дышать,

Огонь, чтоб мирно греться,

Вода, чтоб утолить жажду

И Земля, чтоб на ней жить!

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie